Онлайн-турагентство
              +7 (910) 915-65-65
              +7 (4842) 222-850
Поиск туров

Япония

Валюта
Национальная валюта — иена, ее история ведет свой отсчет с 1871 г. Пришедшее после Реставрации Мэйдзи (1868) к власти буржуазное правительство ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сэна, одна десятая сэны — рин). Иена заменила дзэни — довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600–1868), в рамках которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, причем как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений.
Свое новое название — «иена» — японская валюта получила от формы («эн» по-японски означает «круглый»), так как прежние монеты имели овальную, прямоугольную, а то и весьма неопределенную форму золотого или серебряного слитка.
В первые годы Мэйдзи новая национальная валюта имела золотой стандарт, но потом в результате продолжительной инфляции потеряла конвертируемость и была заменена на банкноты, обменивавшиеся лишь на серебро. Вернуться к золотому стандарту удалось лишь после 1897 г., когда Япония получила огромные денежные репарации с Китая по результатам японо-китайской войны. Тогда паритет иены был установлен в 0,75 грамма золота.
С тех пор Япония неоднократно отказывалась от золотого стандарта и вновь возвращалась к нему, исходя из собственных финансово-экономических задач и политической ситуации.
Статус международно признанной валюты иена получила лишь в мае 1953 г., когда Международный валютный фонд утвердил ее паритет в 2,5 миллиграмма золота. В ходе целой серии последовательных ревальваций по отношению к доллару и другим основным зарубежным валютам «вес» иены значительно вырос.
Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. На 1-тысячной банкноте образца 1984 г. изображен портрет известного японского писателя Нацумэ Сосэки (1867–1916), на 5-тысячной — портрет Нитобэ Инадзо (1862–1933), просветителя эпох Мэйдзи и Тайсё, а на 10-тысячной — писателя и просветителя эпохи Мэйдзи Фукудзавы Юкити (1835–1901).
Ранее существовала и 100-иеновая банкнота, но в последние годы она полностью вышла из обращения. В японском парламенте в связи с продолжающейся инфляцией активно обсуждалась идея выпуска банкнот в 50 000 иен, но пока реального воплощения она не получила.
В 2000 г. Банк Японии планирует выпустить в обращение 2000-иеновую банкноту.
Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500-иеновая образца 1982 г. (никелевая, с изображением цветка павлонии), 100-иеновая образца 1962 г. (никелевая, с изображением цветка сакуры), 50-иеновая образца 1967 г. (никелевая, с изображением цветов хризантемы), 10-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением зала Феникса монастыря Бёдоин), 5-иеновая образца 1959 г. (бронзовая, с изображением рисового колоса) и 1-иеновая образца 1955 г. (алюминиевая, с символическим изображением саженца). Кроме того, было выпущено несколько мемориальных монет — достоинством в 1000 и 100 иен — ко дням открытия Олимпийских игр, международных выставок Экспо и т.д.

Время
К московсому плюс 6 часов.

География
В восточной Азии есть удивительная страна; ее омывают Тихий океан, Японское, Охотское и Восточно-Китайское моря. Это Япония, государство, чья территория - сплошные острова, протянувшиеся с севера на юго-запад. Всего их около 4 тысяч! Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку - самые крупные из них. Японцы называют эти четыре острова своей основной землей, ведь там проживает 98% всего населения.
При этом Япония - горная страна с большим количеством вулканов. Наиболее активны Асама, Михара, Асо и Сакурадзима. Всего здесь 67 'живых' вулканов и еще больше потухших. Что касается Фудзисан, то это самая высокая (3776 м) и, видимо, самая красивая гора Японии. Из-за того что горы еще достаточно молоды, в стране каждый день происходят подземные толчки. Чаще всего люди их просто не чувствуют, но порой тут случаются и серьезные землетрясения.
Реки в Японии короткие, многоводные и с большим числом водопадов. Наиболее длинной рекой можно назвать Синано, протянувшуюся на 367 км. Самый известный водопад - Кэгон в Никко. Вода там обрушивается вниз с высоты 97 м. Для туристов предусмотрен специальный лифт, который опускает их на подошву водопада, позволяя полнее насладиться редким зрелищем. Уникальным памятником природы считается водопад Сираито ('Белые нити'), он расположен в верхней части реки Сибакава. Струи воды там падают вниз с высоты 26 м по всей ширине водопада /130 м/, и действительно внешне напоминают свободно висящие и качающиеся белые нити. Но и это еще не все! Каскад из 48 водопадов Акамэ можно наблюдать на реке Нэбаригава. Он занимает первое место по популярности и количеству посещений – такой водяной туристический хит Японии. Таких чудес природы еще очень много - например, лагунные озера или озера, образовавшиеся в кратерах потухших вулканов. Почти 2/3 территории страны занимают леса - как хвойные, так и субтропические, вечнозеленые. Много национальных парков и заповедников.
Жители страны – известные всему миру новаторы и изобретатели. Благодаря мостам и подводным туннелям, соединяющим четыре крупных острова, Япония превратилась в единое сухопутное пространство.

Достопримечательности
Что столь величественно и настолько же непонятно для европейского мировоззрения? Пожалуй, это храм. Наиболее широко представлены в Японии буддийские храмы, составляющие целые комплексы. Мало увидеть величественность и грандиозность внешнего вида, нужно почувствовать душу храма. А храм- это будда, статуэтки которого есть даже в каждом Нара, Киото, Никко- это города храмов. И прежде чем говорить о них я хочу упомянуть такую деталь: ни один храм не разрушился во время землетрясений, которые нередки в Японии. Дело в том, что все храмы деревянные из различных, но хорошо сочетаемых пород деревьев. Правда. из-за этого самой главной бедой для храмов является пожар, подчас уничтожавший все.
А сейчас я хотела бы рассказать о храмах города Нара, одной из древних столиц Японии.
Наиболее известным является храмовый комплекс Тодайдзи, в котором находится бронзовая скульптура будды Дайнити, или Дайбуцу. Ее высота 16.2 метра, а вес 452 тонны. Отлита она была в 749 году. К сожалению, секрет технического процесса изготовления Большого Будды не известен и по сей день. Чтобы ее сотворить потребовалось 437 тонн бронзы, около 150 килограмм золота, 7 тонн воска, 70 килограмм ртути и несколько тысяч тонн древесного угля. Будда восседает в главном зале храма Дайбуцудэн в классической позе лотоса, что означает спокойствие, погружение в себя, умиротворение. Лотос- символ “душевного целомудрия, непорочности и чистоты”. Чтобы понять насколько величественна эта скульптура, необходимо ее увидеть. Для сравнения скажу, что статуя Свободы в Америке почти в два раза легче Большого Будды... Волосы Дайнити синего цвета, цвета неба- места обитания будды. На лбу огромная шишка- символ величия. Его трон состоит из 56 лепестков лотоса, высота каждого из которых более трех метров. Его рука протянута, ладонь открыта и на не могли бы поместиться несколько танцующих пар. За спиной этого гиганта расположены еще 16 будд человеческого роста, по бокам 2 бодисатва- обязательных спутников будды. Трудно представить сколько потребовалось человеческой фантазии, упорства, сил и жизней, чтобы создать такую статую, которая покоряет и подавляет любого.
Через год после создания Большого Будды был воздвигнут храм, в котором и поместили статую. В XII веке храм сгорел, пострадал тогда и будда, у которой пришлось заменить голову и сейчас она более темного цвета. Впоследствии храм снова горел, потом был восстановлен и вновь разрушен. В 1913 году закончилась последняя реставрация, после которой храм почти не отличался от своего первоначального вида. Тодайдзи является одним из самых старых деревянных зданий в мире. Высота его 57 метров, длина- 50. Старинные входные двери очень массивны. “Тяжелая, монументальная арка над входом под шатровой крышей с характерными изгибами придает сооружению торжественность и величавость. Прекрасные рельефы, яркие цвета украшений из эмали и лака горят в сиянии солнечных лучей”. Это прекрасное место, чудо, созданное людьми. Храм Тодайдзи действует и поныне. В нем потихоньку идет своя особенная жизнь, жизнь древнего мира с его суевериями, равнодушием к жизни, покорностью судьбе. И даже появление туристов не нарушает монотонного чтения паломниками сутр.
Нара прославилась семью великими буддийскими храмами, среди которых особое место занимает Кофудзи - “Храм, рождающий счастье”. Вокруг этого храма и стал расти город, построенный по китайскому образцу и сверху представляющий собой правильный квадрат. Хокуэндо - самое древнее строение храма. Внутри него помещена скульптура Мироку-босацу, ученика Будды. Его фигура выполнена из двенадцати кусков камфарного дерева разных размеров. Ранее к скульптуре были прикреплены браслеты и другие украшения, на что указывают небольшие дырочки, найденные на ней. Лицо Мироку поражает своим спокойствием и одухотворенностью. Каждая деталь совершенна, а фигура в целом источает благочестие. Весь его облик очень изыскан и точен.
“... Не померкнет слава вовеки, 
божьим промыслом осияна!”
Храм Тосёдайдзи ни разу не горел и сохранился с 759 года в своем первоначальном виде. В его главном зале установлена статуя Будды, богини Каннон и Будды-целителя Якуси Нерай. Создание последней фигуры относится к VII веку. Она поражает своим изяществом и выразительностью. Существует легенда, что Якуси Нерай был создан в честь клана Ямададэра, впервые обращенного в буддийскую веру.
Нельзя не обратить внимание и на храм Хорюдзи- “Храм процветания закона”. По преданию в 607 году у Сётоку Тайси, основателя буддизма в Японии, родилась дочь Икагура, расположенном в 9 километрах от нынешнего города Нара. В честь этого принц велел выстроить храм. В 607 году храм сгорел и некоторое время спустя был отстроен по оригинальному проекту, но уже несколько восточнее своего первоначального места. Комплекс состоит из 53 зданий, его площадь около 90 тысяч квадратных километров. Выстроен на основе китайских законов храмового зодчества: фасадом обращен на юг, а постройки размещены по оси север-юг. От Тюмон- внутренних ворот- расходятся в обе стороны крытые галереи- кайро. Они примыкают к стенам Зала для проповедей. Это комплекс сай-ин- Западный храм. То-ин- Восточный храм. В его центре- восьмиугольное строение- Юмэдоно- Зал мечтаний. По легенде оно воздвигнуто там, где принц проводил дни, размышляя над сутрами. Внутренние ворота, крытые галереи и пятиярусная пагода- деревянные строения. Пагода высотой 33 метра- это “сочетание первобытно-мощного с мягкой грацией контуров и отдельных деталей. Слегка уменьшающиеся кверху от яруса к ярусу крыши как бы придают постройке спокойный ритм, лишают ее силуэт активности”. Как ни странно, но величие пагоды не подавляет, а наоборот источает теплые, радушные волны, В ней присутствует что-то человечное.
Помимо множества статуй будд (265) в Хорюдзи более чем 1.5 тясячи произведений живописи и декоративного искусства прошлых веков. Много скульптур относится к VII веку, среди них троица Макьямуна, отлитая из бронзы мастером Тори за упокой души принца Сётоку Тайси. Эта работа отлично сохранилась и находится в главном зале. Она изображает основателя буддизма с двумя бодхисаттвами.
В январе 1949 года во время ремонта главного зала вспыхнул пожар, который почти полностью уничтожил интерьер. Вывезенные на время ремонта статуи не пострадали, но очень сильно обгорели фрески. Целый год четырнадцать видных художников работали над фресками и сейчас они полностью восстановлены. Когда смотришь на эти, исполненные чистотой и “внутренней гармонии” лица, трудно поверить, что их создала человеческая рука.
Вторым центром японского национального зодчества и особенно храмовой скульптуры является Киото. Как и Нара Киото был древней столицей Японии до 1868 года. Его древность не стала мертвой, она имеет невидимую связь со временем, слилась в единое, неразрывное целое с современностью. Не хватит жизни, чтобы рассказать о 1660 буддийских храмах и 273 синтоийских святилищах Киото. Говорят, что любая прогулка по городу начинается с храма и заканчивается тоже храмом. Весь город функционирует как единый организм, сердце которого здание, улицы, мосты, реки и горы. Среди гор и прячутся храмы. Жители Киото и многочисленные приезжие - все остальные органы, а красочные фестивали - это лицо с веселой улыбкой. Три главных фестиваля - Аои мацури, Гион мацури и Дзидай мацури.
Корни древнейшего праздника города Аои мацури уходят в период Асука - 6 век. По легенде император Киммэй отправил своего сына посетить храмы Камигамо и Симогамо и умилостивить дарами богов, которые послали на Японию стихийные бедствия. Ожидаемое чудо свершилось и штормы с наводнениями прекратились. С тех пор каждый год 15 мая в Киото проводится праздничная церемония. Рано утром из ворот императорского дворца движется процессия из 400 человек, одетых в костюмы эпохи Хэйан (8-12вв.). “За ними следуют около сорока бычьих упряжек, тянущих повозки, украшенных мальвами” (по-японски “аои”, отсюда и название праздника). Парад продвигается по пути, который когда-то прошел сын императора, и к вечера возвращается во дворец.
В июле отмечается праздник Гион мацури. Так же, как и в предыдущей легенде, император вынужден был обратиться за помощью к богам. Это произошло примерно 1100 лет назад. Страну поразила эпидемия бубонной чумы. Когда она добралась до столицы, император Сэйва стал молить о помощи божеств храма Гион (храм Ясака). Чума отступила и пришло время веселью. Подготовка к празднику начинается в первых числах июня, а его пик приходится на 17 июля, когда по центральным улицам Киото проходят колесницы, “влекомые десятками людей”. На колесницах сооружены различные священные предметы. Там же усаживаются музыканты, исполняющие на флейтах и барабанах традиционные мелодии.
Дзидай мацури проводится 22 октября. Это своего рода парад истории. Представители различных эпох идут по улицам (“дзидай” в переводе с японского- “эпоха”, “период”). Здесь деятели и литературы, и искусства, и военные полководцы, государственные деятели и другие исторические персонажи, а также мифологические герои. Вовремя парада время смещается, всё перемешивается и зритель теряет чувство реальности.
Одним из наиболее распространенных символов Киото является Кинкакудзи - Золотой павильон. Золотой павильон или храм Рокуондзи представляет собой “ажурное архитектурное сооружение”. Он был построен в 1397, но сгорел в 1950 году. Недаром в Японии распространена поговорка: “Пожар, землетрясение и наводнение- три беды народа”. Вновь храм был восстановлен уже через пять лет, в 1955 году. Удачно найденная планировка Золотого павильона придают ему нужную легкость, воздушность. Кинкакудзи считается одним из лучших образцов японской национальной архитектуры. Это звание досталось ему благодаря идеальным пропорциям и гармоничным формам. Храм Рокуодзи стоит на берегу небольшого озера. Его золотистая крыша великолепно смотрится в лучах осеннего солнца. Если наблюдать с веранды первого этажа, создается впечатление будто дом плывет по озеру (часть его основания на самом деле находится в воде). Храм окружают вечнозеленые хвойные растения криптометрии. Неподалеку вот уже пятьсот лет стоит сосна, которой несколько поколений садовников придают форму плывущего по волнам корабля.
Нельзя не упомянуть и о Серебрянном павильоне- Гинкакудзи. Он был задуман в унисон к Золотому, но, во-первых, крыша его так и не была покрыта серебряными пластинами, а во-вторых, по своему замыслу он значительно менее оригинален, чем Золотой павильон. Гинкакудзи- это двухъярусное сооружение, построенное в 1483 году для сёгуна Асикага Есимаса. Стены этого как бы прозрачного здания раздвигаются и его помещение становится продолжением сада и пруда.
Павильоны Рокуодзи и Гинкакудзи являются свидетельством того, что сёгуны- владыки страны, окружали себя необыкновенной роскошью и изысканностью.
Одним из пяти великих монастырей Киото считается храм сокровищ Востока- Гофукудзи, по размерам превосходящий Тодайдзи и Кофукудзи в Нара. Построенный в 1236 году и восстановленный после пожара в XV веке, храм всегда наполнен людьми. Сюда приходят даже просто полюбоваться ландшафтом, особенно прекрасном осенью, когда его покрывает клен с багряными листьями. Храм Тофукудзи помимо природы славится замечательной архитектурой и коллекцией традиционной живописи.
Другая не менее известная достопримечательность - Киёмидзу, Храм чистой воды, посвященный богини милосердия Каннон. Многоярусный комплекс здания самого храма подобен кораблю, пришвартовавшемуся к вершине скалы. Отсюда открывается великолепный вид на город. Храм был основан в 1633 году. Территория храма представляет собой большой парк с аллеями японской декоративной сакуры и клена. Цветение вишни- самое прекрасное зрелище. Пожалуй к сакуре можно отнести слова Гургани: “Прекрасен розы куст на взгляд, а не на вкус”. Японская вишня не плодоносит.
Холл тридцати трёх отсевов (Сандзюсангэдо)- действующий храм, строительство которого относится к 1164 году. Своё название он получил из-за того, что все помещения дялятся опорными колонами ровно на 33 отсека. Этот храм славится огромной деревянной статуей тысячерукой богини милосердия Каннон, сидящей на цветке лотоса. Ее окружает еще 1001 позолоченная деревянная статуя богини с человеческий рост, а также 28 верных последователя Каннон.
Каждый город имеет свою неповторимую особенность. Есть она и у третьего по величине, после Токио и Иокогамы, города Осака, некогда возникшего на берегах бухты Нанива Японского Внутреннего моря. С самого своего основания Осака не замыкалась в своих внутренних проблемах. Ее удобное географическое положение в устье судоходных речек, прекрасная морская гавань, близость к тогдашней столице Киото определили судьбу города-порта, города-ярмарки, города-завода. Когда-то здесь было возведено несколько зданий для отдыха приезжавших из столицы придворных и представителей знати. Древнейшее из них называлось Нанива-но-мия- Императорский дворов Нанива, а сам город получил в те годы название Нанивакё. Через Нанивакё шел поток товаров, перевозившихся морем из других районов страны в столицу. У морских причалов возникли огромные склады поставщиков императорского двора, и прежде всего- зерновые амбары. Довольно тесные связи поддерживали осакские купцы с Кореей и Китаем, ввозя оттуда ткани, предметы роскоши. Но широкую известность город стал приобретать лишь с XVI века. В 1583 году по приказанию военного правителя Японии Тоёетоми Хидэёси здесь был построен мощный Осакский замок, сохранившийся до наших времен. Хидэёси начал строить его после того, как подчинил себе всю феодальную Японию. Замок должен был символизировать могущество полновластного феодального диктатора и в то же время стать неприступным сооружением, хорошо защищенном от неприятеля крепостью. Замок строился три года. По существу. он состоял из трех комплексов защиты, идущих один за другим. В замок вели три входа (через них проходили войска)- Отэ-гути, Тамацукури-гути и Кёбаси-гути. Кроме того, было еще трое ворот, служащих для торжественного выезда и хозяйственных нужд. Первые- Отэмон- служили главным входом в замок. Глухая стена с голубой черепичной крышей переходила в широкий проем с мощными каменными столбами по краям. Вторые ворота- Сакурамон- получили свое название от прекрасных деревьев сакура, обрамляющих вход на территорию замка. Третьи ворота- Аоягутимон, северный вход в замок, использовался исключительно для хозяйственных целей. В юго-восточной части крепости находилось одно из важнейших строений замка- сокровищница Киндзо. Низкое длинное здание под черепичной крышей было сложено из огромных стволов криптометрий. Здесь хранились слитки золота и серебра, золотые, серебряные и медные монеты, ювелирные изделия, жемчуг и другие драгоценности семейства Хидэёси. Внутреннюю часть замкового комплекса Осака занимали различные жилые постройки. Деревянные одноэтажные павильоны имели длинные галереи, уходящие к садовым беседкам. Здесь находился так же дворец для приемов. Вокруг него был огромный сад. По обеим сторонам от фасада дворца были вынесены крытые галереи. Пространство между ними засыпалось дробленным белым гравием. Это белое, тщательно “причесанное” поле с глубокими, строго определенного рисунка бороздами, как уже говорилось, было отражением древней синтоийской традиции обожествления сил природы...
Посещая Осаку, любители старины не преминут посетить один из старейших буддийских храмов в Японии Ситэннодзи. Он был заложен еще в 593 году принцем Сётоку-тайси. Правда от древнего храма мало что осталось. Разрушенный в годы Второй мировой войны, он затем был восстановлен. Но это, как теперь говорят, уже новодел...
На этом мы попрощаемся с Осакой и направимся в Никко, что по-японски означает “солнечное сияние”. Среди японцев существует утверждение: “Не говорите “изумительно”, пока вы не увидите Никко!” Похоже даже местные жители не перестают любоваться отвесными громадными скалами, которые, кажется, стремятся к самому небу.
В Никко, как и в Киото и Нара, основными достопримечательностями являются старинные храмы. И если до этого мы знакомились только с буддийскими храмовыми комплексами, то Тосёгу, Храм Восточного сияния, -один из главных местных синтоийских святилищ. Он находится у подножия гор, покрытых снегом почти до самой подошвы. Вокруг- вечнозеленые криптометрии. Храм был основан сёгуном Хидэтада в XVII веке в честь Иэясу, сёгуна из дома Токугава. Он состоит из 28 основных сооружений и занимает площадь в 80 тысяч квадратных километров. За время своего существования перестраивался более двадцати раз, но, однако, остается таким, каким был по окончанию первого строительства. Чтобы оказаться у главных ворот надо подняться по широкой каменной лестнице. За ними возвышается 36- метровая пагода, нижний этаж которой украшен двенадцатью знаками зодиака. На каждом этаже пагоды- лакированные двери с фамильным гербом Токугава- тремя цветками мальвы. За воротами Омотэ находятся здания трех священных хранилищ: Нижнего, Среднего и верхнего. Весь ансамбль, за исключением конюшни для священных лошадей, покрыт лаком. Пожалуй нигде в Японии нет столь ярко и богато украшенной постройки как ворота Ёмэй- Ворота солнечного света. Это архитектурное строение венчает крытый голубой черепицей балкон. Он покоится на золотых львах. На крыше китайских ворот Карамон восседают два сказочных бронзовых зверя, которые вместе с двумя драконами стоят на страже покоя правителя. За ними- Главный зал святилища. Под его крышей изображены фениксы, а стропила украшены головами тапиро, пожирающими, согласно легенде, дурные сны. Восточная часть, идущая от ворот Ёмэй и Карамон, покрыта красным лаком. В ней находится дверь в могилу Иэясу. Конечно, сочетание красного лака с белым снегом в горах непривычно для европейского понимания. Однако стоит проникнуться и тогда станет понятен еще один уголок японской души.
А теперь покинем Никко и посетим еще одинсинтоийский храмовый комплекс Исэ-дзингу, находящийся в часе езды от огромного мегаполиса Нагоя в небольшом городке Исэ- центре религии синто. Город Исэ расположен на территории природного парка, раскинувшегося на 520 гектаров тихоокеанского побережья. Именно здесь, среди густой зелени, расположены самые древние синтоийские святилища. Вначале храмовые комплексы посещали только японцы, но в последнее десятилетие наряду с возросшим вниманием иностранцев к японской нации, появился интерес и к храмам Исэ.
Природная красота этих мест поражает: мягкие холмы, поросшие зеленью, нетронутые леса, живописная река Исудзу. Комплекс Исэ-дзингу состоит из двух групп храмов- Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние). Храмовые постройки разброшены по всему парку. К сожалению, большая часть из них закрыта для посещения. К основному храмубогини солнца Аматэрасу ведет длинная аллея криптометрий. По пути надо пройти через несколько огромных ворот из некрашеного дерева. Сам храм отгорожен забором, туда нельзя входить и запрещено фотографировать. По своей архитектуре Исэ-дзингу очень прост, но строг и внушителен. Основные строения Гэку и Наку- небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса. Здания покрыты толстой соломенной крышей. Простота и величие... Начиная с VII века каждые двадцать лет храм Аматэрасу разбирается и собирается. Это помогает содержать храм в хорошем состоянии. Оно всегда новое, но при этом символизирует и отражает старину. Для японцев это- начало всех начал. Жизнь идет, меняются сезоны, проходят года, а храм стоит и всегда радует своей простотой. Именно так надо прожить жизнь - просто, но с достоинством...
Токио - это, пожалуй, самый необычный город на свете, в нем старинные постройки соседствуют с современными небоскребами в западном стиле. Над несколькими большими реками и множеством мелких речужек, шириной иногда всего несколько метров, проложены мосты со скоростными дорогами. Япония- это мир островов, а значит страна мостов. Каких только типов мостов не содержат японские словари и туристические указатели- цепные и арочные, понтонные и лодочные, вантовые и разводные, деревянные и каменные. Есть даже “сорочий” мост, Но чтобы понять, что это такое, нужно окунуться в одну из красочных легенд Японии, Она рассказывает о взаимной любви двух звезд- Волопаса и Ткачихи, разделенных Небесной рекой - Млечным путем. Но влюбленным все же удалось встретиться. Им, по преданию, помогли в этом сороки, Они сцепились крыльями и образовали мост. С тех пор каждый год в седьмой день седьмого месяца в небе возникает “сорочий” мост. Правда разглядеть его дано лишь натурам романтическим.
В Токио находится “Мост Японии” Нихонбаси. До 1911 года это был изящный, воздушный и очень красивый деревянный мост, потом на его месте соорудили каменный мост в стиле Ренесанса длиной 27 и шириной 49 метров. Его украшали бронзовые лампы и фигуры птиц на колоннах. А в 1996 году Нихонбаси взялись реставрировать. Сейчас мост в первозданной красоте можно увидеть в новом музее истории Эдо-Токио, который открылся весной 1993 года. Здесь в натуральную величену представлен Мост Японии. Стоя на нем можно полюбоваться зданием театра Кабуки, посещение которого обязательный пункт в турпоездке любого. Театр уже давно превратился в достопримечательность, на фоне которой любят фотографироваться туристы. Есть в Токио и своеобразный Кремль с Красной площадью - Императорский дворец Кокё, который раньше назывался Эдо и был резиденцией военных правителей сёгунов. Дворец обрамлен высоким земляным валом и каменной стеной, в наполненном водой рве плавают лебеди. Перед дворцом площадь с зелеными газонами и диковинными деревьями. Императорский дворец имеет почти ровную круглую форму. Восточный сад Хигаси-гёэн и парк Китаномару служат оазисом для молодых пар и служащих соседних фирм.
Иногда в солнечные дни можно увидеть гору Фудзи. Сам же город лучше обозревать с токийской телебашни, расположенной ближе к центру.
Если вы хотите увидеть представления трупп Кабуки, Но, Бунраку или другой вид традиционного сценического искусства, вы обязательно должны посетить Национальный театр Японии. Но если вы приверженец оперы, балета или драмы, вам больше подойдет Новый Национальный театр в префектуре Айти. Он основан совсем недавно, в 1997 году. Это грандиозный комплекс из трех отдельных залов, крупнейший из которых Дом оперы с четырьмя сценами, рассчитанными на 1810 зрительских мест и на 8 людей в инвалидных колясках. Второй зал отдан драме западного образца, а третий, самый маленький, оборудован полом, отдельные секции которого при необходимости можно поднимать или опускать. Число зрительских мест- меньше 500. Кроме того, в здании театра есть ресторан, буфеты, магазины, медпункт, стоянка для автомобилей и прочие удобства. Так что, отправившись в этот театр на целый день вы не будете ни в чем испытывать нужду. А после культурного отдыха не помешает побывать один на один с природой. Для этого можно отправиться в Токийский парк Уэно. А посетив японский национальный музей науки, находящийся там же, можно своими глазами увидеть события прошлого. Когда вы войдете в этот музей, вам не предложат специальных тапочек, а дадут особый шлем и перчатки, соединенные проводами. И вы попадете в мир виртуальной реальности. Входя в тот или иной зал можно оказаться в доисторическом прошлом Земли, в губинах космоса или совершить путешествие на подводной лодке по кровеносным сосудам человека.
Для детей и взрослых, любящих развлечения, несколько слов о Токио Диснейленде. Он был открыт в 1983 году по образцу развлекательного парка, созданного Уолтом Диснеем в США. Расположенный в 10 километрах от центра Токио и раскинутый на территории около 48 гектарах, парк состоит из семи тематических зон. Здесь можно веселиться на различных аттракционах, наслаждаться едой и шоппингом, но с собой запрещено приносить пищу и напитки. Вы сможете полюбоваться парадом персонажей, ночным парадом с подсветкой, музыкальными концертами, фейерверками и тому подобными развлечениями.
Первая тематическая зона называется Мировой базар и в ней расположены магазины, рестораны, кафе. Вторая - Страна приключений, где можно покататься на лодках маршрутами “Круиз через джунгли” или “Карибские пираты”. Третья зона, Великий запад, -это “Американские горки” и паровоз “Марк Твэн”. Следующая, Мир малых животных, - макеты и куклы животных- героев мультфильмов Диснея, а также пользующийся наибольшим спросом у детей и молодежи спуск по крутому потоку на челноке. Страна фантазии расположена вокруг символа парка- замка Золушки. В городе Toontown можно зайти в домики мультипликационных героев. А в Завтрашней стране вы испытаете космический полет и другие опыты в “среде” объемных изображений.
Императорский дворец Госё в Киото первоначально был построен в 794 году при императоре Камму и неоднократно восстанавливался после пожаров. В нынешнем виде он был построен в 1855 году. 11 гектаров земли окружены высокой и широкой глинобитной стеной, которая сверху покрыта черепицей. В стене сделаны шесть ворот. Главные Южные ворота открываются дважды в год, но кроме императора никто не имеет права проходить через них. Посетители попадают во дворец как правило через ворота Сэйсёмон. Госё- это “образец сочетания китайской пышности и японской изысканности”. Его центр- церемониальный зал Сисиндэн. К нему примыкает двор, засыпанный белой галькой. Территория двора окружена с двух сторон галереей, “белое пространство стен которой разбито стройными золотисто-красными колоннами”. Внутри зала находится трон императора, сделанный из лакированного красного сандалового дерева с перламутровой инкрустацией. трон украшен эмблемой императорского дома- цветком шестнадцатилепестковой хризантемы. Среди других достопримечательностей дворца не последнее место занимает “Палата покоя и прохлады”. В ней во время церемониала император восседал под шелковым балдахином. С каждой стороны лестницы, ведущей к помосту, стоят два деревянных льва. Они как бы охраняли императоров от злых гениев: на полу существовала специальная доска, наступив на которую незваный гость предупреждал о своем появлении, срабатывало специальное устройство и поднималась тревога.

Другое
В Японии официально зарегистрировано 231 019 различных религиозных организаций и учреждений — храмов, церквей, сект. Большинство из них — 90 784 — синтоистские. Чуть меньше буддистских — 88 794. Христианских конгрегаций (в подавляющем большинстве — католических, но есть и православные) насчитывается 9275. Остальные принадлежат к другим религиозным течениям — исламу, иудаизму, даосизму и т.д.
Синтоистские храмы насчитывают в этой стране около 109 млн. прихожан. Буддистские — 96 млн. адептов. Христианские приходы — примерно 1,5 млн. человек. Около 1,1 млн. человек объединяют различные секты смешанного типа. Нетрудно подсчитать даже по этим неполным данным, что общее число верующих в стране превышает 200 млн. человек. Между тем население страны — 125,9 млн.
Получается, что верующих в Японии едва ли не в два раза больше, чем всех ее жителей — от старика до новорожденного младенца. Парадокс этот объясняется довольно просто. Подавляющее большинство японцев не ограничиваются приверженностью к какой-нибудь одной религии или верованию. При случае человек может зайти помолиться и в буддистскую пагоду, и в синтоистский храм, и в католическую церковь.
Таким образом, японец начинает свой Новый год с «хацумодэ» — первого в наступившем году паломничества в ближайший синтоистский или буддистский храм. Весной активно участвует в традиционном синтоистском празднике мацури в своей родной деревне по поводу цветения сакуры. Летом отмечает (О)бон — День поминовения предков по буддийским канонам. Присутствует на свадебной церемонии, проводящейся как по христианским правилам (в церкви, с обменом кольцами), так и по синтоистским — «сан-сан кудо» (когда жених и невеста, сделав по три глотка рисового вина, объявляются супругами). Обыденная жизнь японца строится по конфуцианским заповедям, но редко кто не воздаст дань даосистским понятиям «счастья» и «несчастья», особенно в гаданиях. Похороны, как правило, проходят по буддистским ритуалам. А в конце декабря все японцы охотно отмечают Рождество Христово.
Этот странный для европейца религиозный коктейль объясняется во многом историческими условиями формирования японской нации. Единственной истинно национальной религией, уходящей своими корнями в доисторические верования и традиции, является синто. Это целый конгломерат различных местных культов (когда обожествляются реки, горы, деревья, животные, камни, явления природы и т.п.) и культа предков. Многие философы и социологи как внутри страны, так и вне ее характеризуют синто скорее как набор стереотипов поведения, идей и действий (поверий, обычаев, примет и обрядов), которые на протяжении более двух тысяч лет являются составной частью образа жизни японского народа. В синтоизме нет основателя или пророка, отсутствуют догмы как таковые, нет разработанной религиозной этики. Эта специфика синто дает простор для самых различных интерпретаций. Дело даже не в огромном количестве сект, а в том, что каждый японец верит в «ками» (богов) по-своему, устанавливая с ними сугубо личные контакты. (Ведь «ками» и будды для верующего японца существуют не в потустороннем мире, а в нашей жизни как неотъемлемые элементы природного окружения.) Поэтому вера в традиционных богов синто отнюдь не исключает и не запрещает обращения к богам других религий или же игнорирования веры как таковой.
Подобная «свобода совести» облегчила проникновение в Японию «импортных» религий, оказавших огромное влияние на формирование японского мировоззрения. Еще в VI в. на Японский архипелаг через Корейский полуостров в общем потоке культурных веяний с континента проникли буддизм из Индии, конфуцианство и даосизм из Китая. На рубеже XVII в. испанские иезуиты начали проповедовать в Японии учение о Христе. Но религиозные верования не вытесняли друг друга, а сливались, сплавлялись в единое целое, вводя старых богов в пантеон новых религий.
По этой причине для японцев характерна поразительная терпимость к верованиям других. На одной улице города могут соседствовать католическая церковь с буддийским храмом, синтоистское святилище со штаб-квартирой какой-нибудь секты. И это не будет вызывать трений как между прихожанами, так и между служителями культа.
Японец, выбрав свободную минутку, заскакивает в ближайший храм, чтобы попросить Бога (богов) о ниспослании здоровья, успехов или помянуть ушедших. У входа в храм он омывает руки и полощет водой рот. Это символический акт очищения перед общением с «ками». (У японцев в религиозном обиходе не развито понятие греха и необходимости его отмаливания, а основной акцент делается на очищении.) Затем нужно бросить какую-то сумму денег в ящик для пожертвований — это может быть и монетка самого мелкого достоинства. Далее перед алтарем посетитель дергает за веревку колокольчика или же просто хлопает дважды в ладони, призывая внимание божества к своей персоне, и мысленно произносит молитву или пожелание. Вот и все. Свои проблемы он взвалил на плечи «ками». Конечно, в иных храмах и молельных домах сект происходят иногда многочасовые ритуалы, но обычная процедура общения с «ками» ограничивается подобным простейшим минимумом.
Дело тут не столько в упрощенности обряда, сколько в смещении акцентов. Больше времени на общение с богами японец уделяет не в храме, а дома перед домашним алтарем. Как синтоизм, так и позднее укоренившиеся конфуцианские догмы делают упор на святости семейных уз. Предки, переходящие после смерти в разряд «ками», как никто другой, заинтересованы в благополучии своих потомков. Отсюда и забота о домашнем алтаре, возжигание перед ним благовоний, подношение духам предков фруктов, сластей и даже рисового вина.
Урбанизация жизни в стране ослабила общинные связи, разметав прихожан по всему архипелагу. Разорвались тесные контакты человека с «ками» данной местности, деревни. После окончания второй мировой войны синтоизм был лишен статуса государственной религии Японии. Все это не могло не ослабить влияния синто, да и других религий. Многие японцы стали причислять себя к атеистам. И для заезжих проповедников куда легче было считать японцев неверующими, чем принять возможность такого неправдоподобного смешения верований и богов. Впрочем, этот внешне упрощенный подход вряд ли отражает истинный характер религиозности японца. Оставаясь в душе пантеистами, многие японцы в силу прагматических взглядов на жизнь сводят практически на нет ритуалы общения с богами. Но это так же далеко от воинствующего атеизма, как и от фанатичной веры.

Информация о визе
В японском посольстве приветствуется ваше стремление сдать документы заранее. Если вы сдадите их (приглашение-гарант от принимающей стороны, 2 анкеты, 2 фотографии и загранпаспорт) за 5 недель до предполагаемой поездки, то с вас возьмут всего $5 за телеграфный запрос по вашему заявлению. Если за 3 недели, то эта сумма увеличится вдвое. Если же вы думаете, что сегодня принесете документы и через пару деньков уже получите визу, то вы глубоко ошибаетесь. Виза обыкновенная (системы 'джи') здесь оформляется как нигде долго - от месяца и более. В ускоренном режиме (в течение 9 дней) рассмотрят ваше визовое прошение лишь по системе 'м', но она предназначена для тех, кто намерен поехать в Японию с деловыми целями. Виза выдается россиянам бесплатно, если не считать вышеуказанных расходов по пересылке ваших документов.

Климат
На севере страны климат умеренный, а на юге - субтропический муссонный. В период между серединой июня и серединой июля идут дожди. Лучшее время для посещения Японии - конец сентября и начало октября. Самый холодный месяц январь (+4 С), самый жаркий месяц июль (+25 С).

Кухня
В период с 794 по 1185 г. неотъемлемой частью светской жизни Японии стали пышные пиршества. Именно в это время начала формироваться местная национальная кухня. Императорский двор был переведен в Киото, где и развлекалась столичная аристократия. Кстати, наиболее изысканной в Японии кухней по-прежнему считается Кё рёри (кухня Киото). С приходом в страну буддизма и сменой столицы приобрела большое значение Сёдзин рёри (буддийская вегетарианская кухня), когда разные блюда подавались к столу небольшими порциями. Для этой кухни были характерны пять цветов еды (зеленый, красный, желтый, белый и темно-пурпурный) и шесть вкусов (горький, сладкий, острый, кислый, соленый и деликатный). Впрочем, особенности Сёдзин рёри свойственны и нынешней японской кухне. В пищу тут употребляются почти все виды морской рыбы, китообразные, моллюски, водоросли, морская капуста, а еще – содержимое раковин, крабы, белое хрустящее мясо каракатицы и морские огурцы (трепанги). Существует разница между способами приготовления пищи в различных префектурах Японии. Например, соевый соус из Канто совсем непохож на соус из Кансая, у них разный цвет и разный вкус. Японская кухня отличается от китайской тем, что она проще - в ней употребляется меньше соусов и очень мало жира. Но вообще японская пища похожа на китайскую: она, сваренная на пару или в воде, всегда хорошо прожарена и обработана уксусом. Вместо ложек, как известно, японцы используют палочки. Ещё для них имеет большое значение оформление блюда. Обычно японцы с самого утра плотно завтракают. На завтрак, обед и ужин обязательно подается гохан - отварной рис. К нему хозяйка может еще приготовить фасолевый суп, яйца и рыбу (на завтрак), отварные овощи, вареную чечевицу и блюда из сушеной рыбы с яйцом (на обед и на ужин). Если первым подаётся обжаренное мясо, то за ним наверняка последует вареная рыба. В меню японской кухни столько блюд, что перечислить их все весьма затруднительно. 
Нужно непременно сказать пару слов и о горячительных напитках. Наиболее известна местная рисовая водка сакэ. Она бывает очищенной ('сэйсю'), и неочищенной / «нигоридзакэ»/. В Японии производство сакэ налажено в каждой местности, поэтому существует около 3 тысяч фирм-производителей этого напитка. Национальной гордостью японцев являются компании 'Саваноцуру', 'Хакуцуру' и 'Нисиномия сюдзо'. Сакэ принято подавать подогретым – это смягчает его вкус и усиливает аромат. Однако есть сорта, которые надо пить холодными. Кроме сакэ, в Японии есть еще один традиционный алкогольный напиток – это сётю, получаемый из риса, из зерна ячменя и гречихи с добавлением необработанной сахарной массы. А также встречаются очень оригинальные сётю, приготовленные из тыкв, дынь и даже из грибов. Сётю крепче сакэ в два раза, он запомнится вам своей дешевизной и грубой простотой вкусовых качеств. В настоящее время в Японии широко налажено пивное производство, берущее свое начало в далёком 1873 г. И по праву Япония считается одной из самых 'пивных' стран мира. Кроме того, здесь выпускаются еще разные виды виски, а также виноградные вина. Что касается последних, то до недавнего времени популярностью у японцев пользовались только белые вина. Но сейчас существует устойчивый спрос и на красные вина. Совет напоследок: если вам предложат попробовать местную водку авамори, изготовленную из сладкого картофеля, или напиток хэби сакэ, настаиваемый на ядовитых змеях хэби, не отказывайтесь. Где вы ещё попробуете что-то подобное

Население
По численности населения (125 860 тыс. человек на конец марта 1999 г.) Япония занимает 8-е место в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России и Пакистана. За 100 лет ее население увеличилось с 35,3 млн. чел. в 1875 г. до 111,9 млн. чел. в 1975 г.
В последние годы численность населения изменяется незначительно. В 1998 г., по сравнению с 1997 г., прирост составил всего лишь 0,2%, что является одним из самых низких показателей с 1968 г., когда в стране начали вести регулярные демографические наблюдения.
Плотность населения Японии состав ляет 331 чел. на 1 кв. км.
Население Японии отличается исключительной национальной однородностью, в стране проживает менее 1% лиц неяпонской национальности. Среди национальных меньшинств наиболее многочисленны корейцы — около 700 тыс. чел.
Подавляющее большинство японцев (78%) живут сегодня в больших городах, и эта тенденция продолжает усиливаться. При этом основная часть городского населения по-прежнему сконцентрирована в трех огромных мегаполисах — Токио, Нагое и Осаке, которые следуют один за другим на узкой равнинной полосе вдоль побережья Тихого океана.
Соотношение мужчин и женщин в населении Японии почти равно единице: в 1996 г. женщины составляли в нем 50,99%, а мужчины — 49,01%.
Продолжается старение японского общества. Число людей старше 65 лет достигло в 1998 г. 16,5% всего населения, увеличившись на 0,5% по сравнению с 1997 г. В то время как количество детей до 15 лет сократилось на 0,3% и составляет сейчас уже менее 15%.

Политика
Конституционная монархия, во главе государства – император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей).

Транспорт
Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок (на конец 1992 г.). Кроме того, сегодня железнодорожный транспорт находится в начале качественно нового этапа развития. Последовательно проводятся расширение и модернизация дорожной сети, увеличиваются объемы использования поездов на магнитной подушке, быстрыми темпами растет компьютеризация подвижного состава, удалось добиться сокращения времени перевозок (особенно пассажирских) за счет разветвления сети сверхскоростных магистралей. Специальные планы развития городского транспорта предусматривают также сокращение расходов на содержание городского железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных магистралей и переноса части пассажиропотока на автобусные линии и метро. Кроме Токио, метро также существует и в 8 других городах Японии, включая Осака и Нагоя.

Язык
Долгое время считалось, что японский язык не входит ни в одну из известных языковых семей, занимая в генеалогической классификации языков изолированное положение. Однако исследования последних десятилетий позволяют обоснованно утверждать, что японский язык родственен корейскому, и отнести оба эти языка к алтайской семье, в которую входят также тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. Таким образом, в своей основе японский язык — это речь пришельцев с Азиатского континента, поселившихся на Японских островах, по-видимому, задолго до начала нашей эры. Правда, некоторыми своими чертами японский язык обязан еще более древнему населению Японии, говорившему, судя по всему, на одном из языков австранезийской (иначе малайско-полинезийской) семьи.
Поделиться: